Есть один общий принцип: “Когда масло потеряло прозрачность и чистоту”.

Для проверки чистоты можно сделать “тест с белой тряпкой” (справа). oil_white_paper

Для каждого типа трансмиссии есть свои особенности и техника замены масла, и лучше изучить специфику именно своей АКПП.

Существует несколько общих закономерностей в этом техническом обслуживании автомата:

1. Если масло прозрачное, чистое (пусть и темное) и АКПП работает штатно – не стоит раньше времени (смотри рекомендации именно для вашей АКПП) менять масло и фильтр.

2. Если масло мутное, непрозрачное или вызывает подозрение взвесь механических включений в масле, то стоит сделать как “минимум” частичную смену масла, а как “оптимум” – полную замену масла со снятием и чисткой поддона. Поддон покажет более точное состояние коробки. Если на магните обнаружатся ежики стружки – пора откладывать деньги на капремонт.

3. Если масло имеет запах горелого или включения в виде стружки, крупной крошки, стальных, латунных или пластиковых частиц , то стоит или продавать машину, надеясь, что покупатель не заметит проблем с коробкой или срочно ехать на диагностику и ремонт АКПП (подробнее о горелом масле). Который как минимум потребует ремонта ГДТ, замены масла, фильтра и ремкомплекта прокладок и сальников (Оверол кит – минимальный набор расходников). Скорее всего понадобится еще смена фрикционов. А может еще и стальных дисков, поршней. (Мастер кит – максимальный набор расходников), и железа – планетарки или крышки насоса. Все вместе с работой это может составить приличную сумму, сравнимую с затратами на 10 замен масла двигателя и его фильтра.

Кроме замены деталей чистится забитый гидроблок и соленоиды, ремонтируется гидротрансформатор, которые в основном и являются причиной нештатной работы АКПП.

Все это – нормальный капремонт АКПП, который делается регулярно (в основном после 5-15-ти лет эксплуатации) и после которого коробка ходит еще долго.

3. Даже если ОД (официальный дилер) утверждает, что масло у вас “несменяемое”, имейте ввиду, что “несменяемое масло” это термин, указывающий, что ваше синтетическое масло штатно служит от завода до капремонта. А когда наступит капремонт – через 5 лет или через 15 – зависит от водителя.

В некоторых современных 6-ти ступенчатых коробках приходится уже после 60-100 ткм пробега выполнять работы по проверке (чистке или замене) гидроблока или соленоидов и менять при этом масло. Поэтому, чтобы не трогать соленоиды и не чистить гидроблок раньше времени, меняйте “несменяемое масло” как только его прозрачность вызывает подозрения.

Чаще чем обычно меняют масло АКПП в нескольких случаях:

1. Если АКПП перегружается в жару, в пробках, таскает прицеп, ездит по глубокому снегу или бездорожью, водитель любит агрессивные разгоны на предельных крутящих моментах.

2. Если, проверяя масло АКПП, осторожный владелец обнаружит, что масло стало серым, непрозрачным, содержит видимые частицы взвеси.

3. Если водитель в жизни не надеется “на авось”, основателен и предусмотрителен по натуре и не жалеет несколько тысяч рублей раз в два года на обслуживание самого сложного агрегата машины, чтобы спать (и ездить) спокойно,

8. Если у водителя с машиной особые отношения и в роду у него были прадеды, для которых конь был ближе жены, то такой владелец тоже всегда будет держать масло ATF чистым и залитым до максимума.

Нужно иметь ввиду, что если после смены масла оно слишком быстро “постарело” и стало опять грязным, или проблемы коробки не исчезли, а все необходимые обновления программы компьютера у ОД вы сделали, значит вашей коробке нужен более серьезный уход. Как минимум – ремонт гидротрансформатора (смена износившегося фрикциона\ов). Или смена фрикционов той скорости, которая не работает. Или по крайней мере – консультация мастера.