От недостатка давления масла (а не от перегрева) фрикционы недостаточно сильно сжимаются гидравликой друг с другом (или – к стальным дискам), проскальзывают и от этого начинают нагреваться.

Чаще других жжет масло “съеденная” фрикционная накладка в гидротрансформаторе.(справа) GT_porshen_friction

Это – первая стадия болезни автомата.

Существуют таблицы при какой рабочей температуре масла фрикционные накладки (бумажные) начинают обугливаться. И хотя в самом начале работы, во время касания фрикционом стального диска температура на поверхности может одномоментно повышаться свыше 300 градусов, но масло достаточно быстро охлаждает поверхности и средняя температура фрикциона держится чуть выше 100-130 градусов – температуры масла. Это также безопасно когда мы легко касаемся мокрым пальцем раскаленного утюга.

И также как ожог пальца случается при длительном касании утюга, так и обугливание бумаги фрикциона начинается при длительном воздействии температуры 130-140 градусов,

– при достижении температуры масла в 150 градусов процесс обугливания традиционных фрикционных накладок происходит лавинообразно, так как обугленная бумага перестает впитывать масло и охлаждение поверхности уже не происходит.

burned_fric_U660
– при дальнейшем нагревании – сгоревший клеевой слой не держит и куски накладки отслаиваются и улетают с потоком масла в свободное плавание. А нагрев поверхностей трения достигает “температуры вспышки” масла, что и приводит к необратимым изменениям в структуре масла и характерному запаху.

Но запах и качество масла не так критичны для работы АКПП. Частицы фрикционной накладки забивают каналы и плунжеры гидроблока, ведут к недостатку масла в у осей валов, в узлах планет и дальше – истирают уже не скользящие, а трущиеся детали насоса, втулки, подшипники итд.

Самое критичное – Отслаивание фрикционных пластинок, что сразу же забивает каналы клапанной плиты, что приводит к фатальному падению давления в линиях и полному отказу коробки.

Обугливание фрикционов приводит к такому же эффекту, как сгоревшее сцепление на механике – вроде тянет, но при повышении оборотов двигателя скорость машины не увеличивается. Сначала малозаметно, а потом все сильнее. (смотри “Перечень типичных неисправностей АКПП”) Стальные диски при таком перегреве получают радужные “разводы побежалости”. И уже подлежат замене.

На втором этапе насилования АКПП, перегреваются упорные диски, обрезиненные поршни. Затем – горит сам барабан сцепления и соседние узлы.

Но что еще неприятнее – интенсивно изнашивается и самая умная часть АКПП – “мозги” (гидроблок). Бумажная пыль с фрикционных дисков превращает масло в густую абразивную пульпу с мелкими и крупными частицами.

ValveBody_Protecki Как пескоструй этот горячий поток под большим давлением насоса вышлифовывает все узкие места алюминия гидроблока, истончая стенки в местах где клапана-регуляторы открывают-закрывают каналы. Образуются многочисленные фонтанчики протечек. (слева, нажми-увеличить) Механический “инсульт”. Гидроблок после такого практически не восстанавливается и подлежит замене.

Но и это – не самое страшное для АКПП. Недостаток давления масла прежде всего ощущается в центральной части коробки – возле оси. Оставшееся недостаточное масло центробежной силой сгоняется к краям. И при общем недостатке давления истираются сухие втулки у оси, подшипники, изнашиваются сами оси, горит ступица гидротрансформатора, опорные части барабанов, крышки, планетарные ряды с солнечной шестерней, идет ускоренный износ практически всех узлов “железа”.

Короче: ужас-ужас.

А ведь это – главный ресурс коробки. “Старость” коробки измеряется именно общим износом трущихся поверхностей вышеперечисленных деталей “железа”.

Ресурсом трансмиссии можно считать такое состояние всех основных (дорогостоящих) узлов коробки, когда стоимость замены или восстановления выработанных деталей (обычно – насос, гидроблок, планетарные ряды, валы и барабаны, гидротрансформатор, крышка…) дешевле или сопоставима с заменой коробки на качественную БУ коробку и после такого капремонта трансмиссия пройдет еще минимум пару лет.

То есть, если в коробке критично износились сразу несколько важных (из перечисленных выше) узлов, а остальные – на подходе, то обычно владельцы предпочитают менять коробку.

И этот конец очень быстро приближается, если эксплуатировать АКПП с горелым маслом или недостаточным его давлением. Как год за три во время военных действий. Или пенсия на 10 лет раньше при работе шахтера в угольном забое.

Поможет ли, если заменить горелое масло на новое? Даже самое дорогое?

Горелое масло это уже не жидкость, а густая взвесь фрикционной пыли и продуктов распада масла. Именно благодаря этой густой фрикционной суспензии остатки лысых фрикционов как-то цепляются друг за друга и тянут автомобиль. Плачут от ожогов и жуткой боли, но тянут.

1. Как только вы облегчите их работу, заменив густую жижу чистым маслом, так они (фрикционы) в изнеможении бросят цепляться за стальные диски и начнут проскальзывать, решив что наступил их заслуженный отдых.

2. Кроме того новое жидкое масло легче уходит сквозь щели истертых втулок и изношенных поршней, которые до этого еще как-то держали давление старой густой жижи.

И наконец главное:

3. Жидкое масло своими моющими свойствами отслаивает оставшиеся “полуживые” фрикционные накладки, которые еще как-то держались на фрикционах, вымывает еще не слежавшуюся грязь из многочисленных тихих уголков (радиатора или теплообменника) и гонит всю эту взвесь в гидроблок и наглухо запирает соленоиды и плунжера.

В общем простой заменой горелого масла проблему не решить, а только усугубить. Показана диагностика и как минимум снятие поддона.

На ранней стадии “болезни” диагностика может потребовать: смены расходников и фрикционов, если процесс не зашел слишком далеко. Как максимум – вскрытие покажет, выйдет из операционной грустный мастер и щадя ваши чувства со скорбью зачитает вам список “умерших” и умирающих органов, которые необходимо удалять и пересаживать.

А если не менять горелое масло и еще поездить?

У нормального человека всегда остается надежда на чудо: “А вдруг само пройдет?” Или “Будем решать проблему, когда коробка встанет!”

Негуманно было бы забирать у человека эту надежду, поэтому читайте выше про кончающийся ресурс АКПП и ищите в яндексе: “АКПП БУ”. Чем позже начать лечить эту проблему, тем выше вероятность сжечь свою коробку насмерть.